Регистрация обособленного подразделения от А до Я

Регистрация обособленного подразделения от А до Я

Обособленное подразделение (ОП) — это не только филиал и представительство. Регистрация обособленного подразделения таит множество подводных камней для руководителя организации. Иногда обособленное подразделение можно создать неумышленно, даже не подозревая об этом, и получить большой штраф. А в некоторых случаях придется поплатиться переходом с УСН на ОСНО. Что же такое обособленное подразделение и как создать его наиболее безболезненно?

Что такое обособленное подразделение ООО?

Обособленное подразделение ИП или ООО находится не по юридическому адресу головной компании и территориально от нее удалено. А еще в «обособке» есть как минимум одно рабочее место со штатным сотрудником, нанятым на срок более месяца (ст. 11 НК РФ).

Эксперты по юридическому сопровождению бизнеса считают, что НК РФ, ГК РФ и ТК РФ не имеют единой формулировки обособленного подразделения:

Кодекс

Статья

Выдержка

НК РФ

11

«[обособленное подразделение — это] любое территориально обособленное от нее [организации] подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места...»

ГК РФ

55

«представительство или филиал»*

* иные формы не указаны.

ТК РК

40

«...коллективный договор может заключаться в организациях, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях...»*

* иные формы также не указаны, однако, можно понять, что они существуют.


Согласно ст. 346.12 НК РФ, организации с филиалами не могут работать на «упрощенке». Но мы не хотим переходить на ОСНО и платить лишние налоги, поэтому рассмотрим только «иное обособленное структурное подразделение», указанное в ст. 40 ТК РФ.

В каких случаях нужна регистрация обособленного подразделения?

Обособленное подразделение регистрируют в том случае, когда компания не располагается по юридическому адресу и (или) в районе, который курирует ИФНС. Это особенно важно для публичных компаний, адрес которых указан на сайте или в группе ВКонтакте, потому что выявить несоответствие адресов через интернет очень легко.

Пример:

Кафе «Бармалей» зарегистрировано в ИФНС №1. Юридический адрес ООО находится на территории района, который курирует ИФНС №1. Однако одна из кофеен, принадлежащей этому кафе, находится на территории района ИФНС №2, а пищевой склад — на территории ИФНС №3. В данном случае для кофейни и склада нужна регистрация обособленного подразделения.

Исходя из нашей практики, в случае с интернет-магазином без склада инспектору ФНС намного сложнее выявить факт того, что компания находится не по юридическому адресу. Тогда вопрос о необходимости регистрации обособленного подразделения ООО или ИП лучше всего обсудить с независимым экспертом, который оказывает юридические услуги.

Как зарегистрировать обособленное подразделение?

  1. Проверьте, что обособленное подразделение не имеет признаков филиала. Это потребуется для сохранения УСН. Так, «обособка» не должна иметь положения о филиале, назначенного руководителя, регламентов филиала. Также дочерний офис не должен представлять интересы головного офиса.
  2. Сообщите в ИФНС о создании ОП по форме № С-09-3-1 (приказ ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 года). Сделать это нужно в течение 30 дней с момента открытия.
  3. Встаньте на учет в Фонд социального страхования. Для этого потребуется собрать небольшой пакет документов и заверить бумаги у нотариуса.

Что будет, если не зарегистрировать обособленное подразделение?

Если обособленное подразделение работает без регистрации, налоговый орган вправе наложить штраф в размере 10 000 рублей согласно ст. 116 НК РФ. Также вы можете получить штраф за просрочку направления уведомления по форме № С-09-3-1 — 200 рублей за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Самым крупным штрафом является удержание за ведение хозяйственной деятельности через структурное ОП без постановки подразделения на учет в ИФНС. Нарушителя оштрафуют на 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Особенности ведения учета обособленного подразделения

Регистрация обособленного подразделения требует особого подхода к ведению бухучета:

  • методика ведения бухучета определяется учетной политикой организации,
  • предусматриваются специальные счета и субсчета,
  • первичные документы составляются от имени или на имя головной организации.

Особенности ведения учета обособленного подразделения также зависят от того, есть ли у бизнес-единицы отдельный баланс. Подразделения с малым числом сотрудников и небольшими оборотами могут не иметь своего баланса и расчетного счета, крупные ОП обязаны иметь баланс и собственного бухгалтера.

Получите бесплатную консультацию бухгалтера и воспользуйтесь услугой юридического сопровождения бизнеса под ключ. В рамках услуги эксперты «Дельта Финанс» зарегистрируют ОП по доверенности, без вашего участия и налоговых рисков всего за 30 дней. Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 230-20-11 — мы гарантируем бесплатную консультацию.

Свяжитесь с нами любым удобным способом!

Позвоните по телефону
Позвоните по телефону
Менеджер ответит на любые ваши вопросы
Напишите нам на почту
Напишите нам на почту
Можете задать любой вопрос, написать предложение, отзыв и т.д.
Отправьте заявку на звонок
Отправьте заявку на звонок
Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности